Московская Бхактиведанта ГурукулаВедическое искусство
В эпоху Чакшуша-манвантара жил царь Сатьяврата, великий преданный Верховной Личности Бога. Царь держал аскезу, поддерживая жизнь одной только водой. Однажды, когда Сатьяврата набирал воду на берегу реки Критамала, ему в ладони попалась крошечная рыбка.
Царь выплеснул воду вместе с рыбкой обратно в реку. Но рыбка обратилась к нему жалобным голосом: "Мой дорогой царь, зачем ты бросаешь меня в реку на растерзание хищным обитателям вод? Я так боюсь их!" Хотя Сатьяврата не догадывался, что перед ним - Сам Господь, он положил рыбку в кувшин с водой и принес ее к себе во дворец.
За ночь рыбка так выросла, что едва помещалась в сосуде. Тогда она вновь обратилась к своему спасителю: "О царь, мне так тесно здесь, не мог бы ты найти для меня вместилище побольше?"
Сатьяврата отнес рыбку в колодец, но она стала расти и в мгновение ока достигла полутора метров, а потом сказала: "Дорогой мой защитник, этот колодец тоже мал для меня. Я хотела бы перебраться в водоем побольше".
Тогда Сатьяврата перенес ее в озеро, но рыба немедленно увеличилась до гигантских размеров и уперлась в берега. Она молвила: "О царь, мне и здесь не по себе. Пожалуйста, спаси меня! Мне пришелся бы по душе водный простор без конца и без края".
Чтобы исполнить ее просьбу, царь перенес рыбу в море, а когда и оно оказалось мало, - в океан. Оказавшись в океане, рыба вновь обратилась к Сатьяврате: "О великий герой, здесь меня могут съесть огромные ненасытные акулы! Неужели ты оставишь меня в этом месте?"
Услышав эти сладостные слова Верховной Личности Бога в облике Рыбы, царь, сбитый с толку, произнес: "Кто Ты, господин? Ты просто сбил меня с толку: ведь никогда в жизни я не видел таких удивительных превращений. Я никогда не видел и не слышал о подобных тебе обитателях вод. О господин, Ты несомненно не кто иной, как не знающий границ Верховный Господь - Нараяна, Шри Хари! Ты явился в этом облике Рыбы, чтобы одарить милостью живые существа. О владыка сил творения, поддержания и разрушения, о Верховный наслаждающийся Господь Вишну, Ты - цель и прибежище предавшихся Тебе душ. Позволь мне почтительно склониться перед Тобой!"
"Матсья - Господь в облике Рыбы"
Премавиласа Дас. 1985
С начала творения планетами вселенной управляли два типа живых существ: полубоги и демоны. Господь Брахма - первый полубог, а Хираньякашипу - первый демон.
Планеты только при определенных условиях могут парить в космосе, подобно невесомым шарам, и когда эти условия нарушаются, планеты падают в океан Гарбходака, который заполняет половину вселенной. Вторая ее половина - сферический купол внутри которого располагаются бесчисленные планетные системы. Парение планет обусловлено их внутренним составом, и его нарушение, например, безмерным выкачиванием нефти из недр земли, чем занимаются "современные демоны", может привести к серьезным последствиям.
В свое время демоны во главе с Хираньякшей извлекли из недр нашей планеты столько золота, что нарушили ее состав. Земля упала в океан Гарбходака. Тогда Верховный Господь, хранитель всего творения, принял обличье гигантского вепря Варахи, и вернул Землю на место.
Когда Господь Вараха нырнул в океан, чтобы вытолкнуть земной шар на поверхность, Хираньякша вызвал Его на бой. Вараха пронзил демона бивнем, и тот лишился жизни.
"Вараха - Господь, принявший облик Вепря"
Дхрити Деви Даси. 1982
Демон Хираньякашипу говорил своему сыну Прахладе, преданному Господа: "Ты всегда описываешь высшее существо так, будто это - не я, а кто-то другой, ты называешь Его стоящим за пределами всего, управляющим всем и всепроникающим. Но где же Он?
Если Он повсюду, почему же Он не явится передо мной прямо из этой колонны? Нет, ты просто болтаешь ерунду! Я сейчас снесу тебе голову, и посмотрим, как твой почитаемый Господь поспешит тебе на помощь!"
Вне себя от ярости Хираньякашипу выхватил меч, соскочил с царского трона и бешено ударил рукоятью по колонне. И вдруг из нее раздался оглушительный рев, который, казалось, расколов оболочки вселенной, достиг самой обители Господа Брахмы. Полубоги, услышав его, подумали: "О, теперь всем планетам пришел конец!"
Хотя другие демоны, приспешники Хираньякашипу, были в ужасе, сам он не дрогнул и даже приготовился явить свою воинскую доблесть. Когда демон обернулся, пытаясь обнаружить источник этого громогласного рева, из колонны появилось невероятное существо с телом человека и головой льва. Пораженный Хираньякашипу подумал: "Что это за творение: наполовину человек, наполовину лев? Даже если Господь Вишну, обладающий великой мистической силой, задумал убить меня, что толку в этой попытке? Кто сможет сразить меня?"
Думая так и размахивая мечом, Хираньякашипу набросился на Господа.
"Господь Нрисимха сражается с царем демонов"
Рамадаса-абхирама Дас. 1976
Верховная Личность Бога в Своей удивительной, устрашающей форме человекольва, Нрисимхи, явился из колонны. Его гневные очи горели, как расплавленное золото, зубы нагоняли смертельный страх, ноздри и открытая пасть были словно горные пещеры, а тело выросло до небес.
Множество рук веером раскинулось вокруг, и в них Господь держал морскую раковину, лотос, палицу, огненный диск и другое оружие.
Демон Хираньякашипу яростно атаковал Нрисимху, но Господь легко схватил его, как змея хватает мышь или как орел Гаруда - змею. Царь демонов был в отчаянье, он беспомощно дрыгал ногами и руками. Тогда Нрисимха положил его к Себе на колени и растерзал острыми когтями.
Пасть и грива Господа были окроплены кровью, а в Его гневные глаза невозможно было смотреть. Подобно льву, только что сразившему слона, Господь Нрисимха украсил Себя гирляндой из кишек, вырванных у демона, облизывая языком уголки губ.
"Господь Нрисимха убивает демона Хираньякашипу"
Джадурани Деви Даси. 1976
Верховный Господь явился в доме Кашьяпы и его жены в облике четырехрукого Вишну, в украшениях и с оружием в руках. Затем Господь принял облик Ваманы - карлика-брахмана.
Довольные видеть воплощения Господа великие мудрецы провели все предписанные священные обряды. На церемонии посвящения Ваманы в брахманы бог солнца произнес мантру гаятри, Брихаспати предложил Господу священный шнур, а Кашьяпа - травяной пояс. Мать-Земля дала Ему оленью шкуру, а бог луны - брахма-данду, посох брахмачари. Мать Адити подарила Ему нижнюю одежду, а бог неба - зонтик. Господь Брахма принес Господу Вамане кувшин с водой, семь мудрецов - траву куша, а Матушка Сарасвати - четки Рудракша. Кувера вручил мальчику сосуд для подаяния, а Матушка Бхагавати, жена Господа Шивы, сделала первое пожертвование.
Под приветственные речи и благословения Господь Вамана, лучший из брахмачари, явил взору всех присутствовавших сияние Брахмана. Так Он затмил Своей красотой все собрание, на котором присутствовали великие святые и брахманы.
"Вамана - Господь, принявший облик Карлика"
Парикшит Дас. 1977
Однажды, по плану провидения, на царя слонов Гаджендру рассердился сильный крокодил и схватил его в воде за ногу; то вытаскивая друг друга на берег, то вновь увлекая в воду, могучий слон и крокодил боролись в течение тысячи лет.
От долгой борьбы и пребывания в воде Гаджендра начал выдыхаться, крокодил же, обитающий в воде, напротив, чувствовал прилив свежих сил и вдохновения. Осознав свою беспомощность, Гаджендра взмолился Господу о спасении. Всевышний Господь Нараяна, тронутый его искренней молитвой, явился перед ним на спине Гаруды в сопровождении полубогов. Несмотря на дикую боль от зубов крокодила, Гадженджра сорвал хоботом цветок лотоса и протянул его Господу с молитвой: "О мой дорогой Господь Нараяна, властитель вселенной, о Верховная Личность Бога, я почтительно склоняюсь пред Тобой!"
"Гаджендра взывает к Господу Вишну"
Муралидхара Дас. 1977
Когда Гаджендра, царь слонов, получил освобождение, все мудрецы, гандхарвы и полубоги во главе с Брахмой и Шивой прославили Всевышнего и осыпали цветами Его и Гаджендру. В небесах зазвучали литавры, обитатели Гандхарвалоки начали петь и танцевать, а великие мудрецы и жители Чараналоки и Сиддхалоки вознесли молитвы Верховной Личности Господа, Пурушоттаме.
История крокодила и Гаджендры такова. Жил когда-то царь планеты гандхарвов по имени Хуху. Однажды царь Хуху плескался с женщинами в реке и случайно схватил за ногу мудреца Девала Риши, который купался в это время рядом. Мудрец разгневался и проклял Хуху, сказав, что тот превратится в крокодила. Расстроенный царь стал просить прощения у мудреца. Последний из сострадания пообещал царю, что он получит освобождение, когда Господь спасет Гаджендру. Так и произошло: Нараяна отрубил крокодилу голову Своим диском, и тот получил освобождение.
Что касается Гаджендры, то в прошлой жизни он был тамильским царем Индрадьюмной, великим преданным Господа Вишну. Следуя ведическим правилам, этот царь оставил семью и поселился в хижине на холме Малаячала. Там он ежедневно, в полном молчании, поклонялся Господу. Однажды к нему пришел мудрец Агастья Муни со своими учениками. Индрадьюмна был в медитации и не принял гостей как положено. Тогда мудрец разгневался и проклял его, сказав что тот станет тупым слоном. Согласно этому проклятию царь родился слоном и все забыл. Но, сражаясь с крокодилом, он вспомнил о своем преданном служении в прошлом и вспомнил заученную тогда молитву. Благодаря ей он вновь снискал милость Господа, получил освобождение и, обретя четырехрукую форму, стал одним из Его спутников.
"Гаджендра обретает духовное тело"
Джадурани Деви Даси. 1977
Когда полубоги и демоны пахтали молочный океан, из него появился удивительный человек. Он был юн, темноватого цвета, крепкого телосложения, силен, как лев, с широкой грудью, с длинными руками в браслетах, с красноватыми глазами; его шея, отмеченная тремя полосами, походила на морскую раковину.
Он был украшен цветочной гирляндой и разнообразными драгоценностями, одет в желтые шелка, в его ушах сверкали жемчужные серьги, а кончики его волос были умащены маслом. На теле юноши красовались все благоприятные знаки, и в руках он держал сосуд с нектаром.
Это был Дханвантари, полная экспансия Господа Вишну; он был очень сведущ в медицинской науке. Наравне с полубогами ему дозволялось взять из жертвоприношения свою долю.
Увидев сосуд с нектаром, демоны, не мешкая, выхватили его из рук Дханвантари.
"Дханвантари с сосудом нектара"
Джая Рама Дас. 1977
Нара-Нараяна Риши, одна из инкарнаций Верховной Личности Бога, очень умиротворен. Лучший из мудрецов, сын Дхармы и его жены Мурти, он прославился Своими суровыми аскезами.
Царь Индра испугался, что Нара-Нараяна Риши обретет небывалое могущество и захватит его небесное царство. Тогда Индра, не сознавая трансцендентную славу инкарнации Господа, послал Купидона и его спутников в Бадарикашрам, обитель Нара-Нараяны.
Во время, когда нежный весенний ветерок пробуждает чувственные желания, Купидон обрушил на Господа поток стрел в виде неотразимых женских взглядов. Господь же, несмотря на столь оскорбительный поступок Индры, не возмутился. Напротив, он обратился к дрожащему Купидону и его друзьям с такими словами: "Оставьте ваши страхи, о могущественный Купидон, бог ветра и жены полубогов! Пожалуйста, примите мои дары и освятите мой ашрам своим присутствием".
Эти слова успокоили полубогов, они стыдливо склонили головы и начали прославлять Господа, чтобы снискать Его прощение. Тогда Нара-Нараяна явил из Своего тела множество ослепительных красавиц в прекрасных одеждах и украшениях; все они оказывали знаки преданного служения Господу. Пока спутники полубогов созерцали потрясающую мистическую красоту женщин, созданных Нара-Нараяной Риши, и вдыхали благоухание их тел, ум у них замутился и все их великолепие исчезло.
"Нара-Нараяна Риши смиряет гордость Купидона"
Диргха Деви Даси. 1981
Однажды сыновья, рожденные Господом Брахмой из ума, - мудрецы во главе с Санакой - задали отцу сложный вопрос о высшей цели йоги: "О Господь, - сказал Санака, - людские умы сами собой привлекаются к объектам чувств, а те, в свою очередь, в форме желаний входят в ум. Как же может человек, желающий прекратить деятельность на уровне материальных чувств и получить освобождение, разорвать связь между объектами чувств и умом? Пожалуйста, объясни нам это".
Господь Брахма серьезно задумался, но не смог ответить, - его разум был всецело поглощен созиданием. Желая все же найти ответ, он сосредоточил свой ум на Всевышнем, и Господь вскоре явился перед ним в облике Хамсы, лебедя.
Увидев Господа, мальчики-мудрецы вместе с Брахмой склонились перед Ним. Затем они расспросили Его о Нем Самом и об истинной системе йоги.
"Хамса-аватара просвещает Брахму и четверых Кумаров"
Джагат-карана Деви Даси. 1981
После того, как демоны завладели сосудом с нектаром, перед ними появилась неземная юная красавица - одно из воплощений Всевышнего - Мохини-мурти. Демоны пленились Ее красотой и пытались понравиться Ей. Они начали драться друг с другом за обладание нектаром, но затем решили: пусть эта прекрасная девушка разрешит их спор.
Воспользовавшись слабостью демонов перед женскими чарами, Мохини-мурти получила от них обещание, что любое Ее решение будет исполнено. Затем Она усадила демонов и полубогов отдельно в два ряда так, чтобы Она могла раздавать нектар. Она знала, что демоны не достойны нектара, и решила пойти на хитрость: начав с полубогов, она задумала все раздать только им. Демоны заподозрили красавицу в хитрости, но молчали. И только один из них, Раху, не смирился с этим: он переоделся в одежду полубога и сел рядом с богом Солнца и богом Луны.
Мохини-мурти заметила обман Раху и огненным диском немедленно срубила ему голову. Однако демон уже успел взять в рот несколько капель нектара, и поэтому его отделенная от тела голова оставалась живой, более того, она стала бессмертной, и Брахма сделал ее одной из планет. Поскольку Раху - извечный заклятый враг Солнца и Луны, он всегда пытается затмить их в дни новолуния и полнолуния.
"Мохини-мурти обезглавливает демона Раху"
Джадурани Деви Даси. 1976
Верховная Личность Бога, Хари, в облике женщины пленил демонов и отдал нектар полубогам. Услышав об этих играх Господа, Шива вместе со своей женой и слугами отправился навестить Господа Вишну.
После того, как Верховный Господь почтительно приветствовал его, Господь Шива провел церемонию поклонения и все удобно расселись, Шива попросил исполнить его просьбу. Он хотел увидеть Всевышнего в облике женщины. Вишну согласился, и вскоре Шива увидел, как на опушке леса неподалеку, где росли деревья с красноватыми листьями и было множество цветов, появилась девушка неземной красоты. Она играла в мяч. Ее бедра были скрыты за сверкающим сари, на ней был великолепный пояс со свисающими украшениями. Глаза ее, изумительные по красоте, непрерывно двигались, не отрываясь от подпрыгивающего мяча. Бриллиантовые сережки отбрасывали синеватые блики на ее изумительные щеки, а рассыпавшиеся по плечам волосы придавали девушке еще большее очарование.
В то время, когда Шива наблюдал за играющей в мяч красавицей, она иногда поглядывала на него и смущенно улыбалась. Он смотрел на красавицу, а она на него, и Шива забыл о себе, о своей жене и обо всех вокруг.
"Мохини-Мурти очаровывает Шиву"
Дхрити Деви Даси. 1983
Когда нынешний век Кали будет подходить к концу, население Земли превратится в продажных, алчных людишек. Политическая власть будет у сильнейших. Оставшиеся порядочные жители будут скрываться в лесах и горах, зачастую теряя и своих жен и нажитое имущество. Многое будет дано на откуп жадным, безжалостным правителям, которые будут вести себя, как обыкновенные воры.
Мучимые голодом и чрезмерными налогами, люди станут питаться листьями, кореньями, плотью, диким медом, лесными плодами, цветами и семенами. На их плечи ляжет бремя засухи, заморозков, жары и ливней. Их будут терзать ссоры, голод, жажда, болезни и беспокойства. Наибольшая продолжительность жизни сократится до 50 лет. Религии придет конец, и народ опустится до грабежа, лжи и беспричинной жестокости.
В это время Верховная Личность Бога явится на Земле в деревне Шамбала как воплощение Калки в доме самого выдающегося брахмана по имени Вишнуяша. Так Господь восстановит вечную религию, действуя в чистой духовной благости. На быстром белом коне Девадатта с мечом в руках Он будет путешествовать по разным царствам, являя восемь мистических сил и восемь особых качеств Господа. С быстротой молнии Он будет миллионами истреблять воров в обличье царей. Когда всем самозваным царям придет конец, жители городов и деревень свободно вдохнут воздух, несущий священный аромат сандаловой пасты с тела Господа Калки. Тогда они очистятся и обретут спокойствие души. После прихода Калки-аватары, хранителя религии, наступит Золотой век, Сатья-юга, и люди будут продолжать потомство в благости.
"Господь Калки убивает демонов в конце эпохи"
Бхарадраджа Дас. 1981

О проекте "gurukula.pro". Обратная связь